Главная » 2015 » Май » 7 » Этапы и содержание профориентационной работы в МКОУ СОШ п.Белореченск Омутнинского района
13:37
Этапы и содержание профориентационной работы в МКОУ СОШ п.Белореченск Омутнинского района

Профориентация молодежи по своей сути является проблемой. И проблемой не только педагогической, но и общественной. И сущность этой проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в кадрах и традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.

В связи с этим большое внимание в образовательной организации необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы.

Школа поселка Белореченск охватывает все уровни общего образования: от дошкольного до среднего общего, поэтому можно четко проследить все этапы профориентационной работы.

1 этап: дошкольное образование.

Начальной точкой профориентации является дошкольная группа. Через мир ролевой игры ребёнок обогащает представления о труде людей, разнообразии человеческих профессий, формируется его уважение и чувство признательности к людям труда, стимулируется желание детей самим в будущем получить интересную и важную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей своей Родины. Детская игра, в которой ребенок «примеряет на себя» разные профессиональные роли, помогает воспитателю лучше познать детей, узнать их склонности и интересы, нереализованные желания, жизненные позиции, отношения с окружающими.

В рамках преемственности по профориентации дошкольное образование   является первоначальным звеном, первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях.

Цель профориентационной работы в  детском саду - создание условий для формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых и ранних профессиональных устремлений воспитанников.

В дошкольном возрасте детей не только знакомят с профессиями, трудом взрослых, но и формируют положительное отношение к труду. В наших дошкольных группах обращается большое внимание на обучение детей трудовым навыкам.

Важную роль в профориентационной работе играют родители воспитанников, которые активно вовлечены в деятельность по обучению трудовым навыкам.

2 этап: начальное общее образование

Цель профориентационной работы на данном этапе:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.

С помощью профориентационной деятельности формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии, семейные праздники, беседы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Азбука профессий» и «Профессии моих родителей», «Кем быть?», «Карнавал профессий», конкурсы рисунков,  и т.д..

В начальной школе обучающиеся знакомятся с профессиями в сфере транспорта: изучают правила дорожного движения, посещают с экскурсиями железнодорожную станцию Озерница, расположенную в нашем поселке, где знакомятся с профессиями железнодорожника и машиниста. Частный предприниматель, занимающийся автобусными перевозками, знакомит ребят с профессией водителя. В его же автомастерской ребята познакомились с профессией механика. Знакомится с с/х профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растений, занимаются исследовательской работой, имеют небольшой пришкольный земельный участок, где проводят практические занятия. Знакомится с профессиями в области почтовой связи, обслуживания и образования, посещают с  экскурсиями местное отделение почты России, знакомятся с профессией продавца, парикмахера, воспитателя, учителя. Изучают особенности профессий лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, природоохранной деятельности. Посещают местные малые деревообрабатывающие предприятия, участвуют в школьных экологических проектах, трудовых десантах.

         Таким образом, обучающиеся знакомятся с профессиями, востребованными в окружающем социуме, приобщаются к общественно-полезной деятельности, осознают важность трудовой и учебной деятельности.

3 этап – основное общее образование 5-7 классы:

Цель работы на данном этапе:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в некоторых сферах социально-профессиональной практики.

В 5-7 классах учащимся создаются условия для включения их в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, общественно – полезную, производительный труд) с целью развития интересов и склонностей к определенным профессиям, умений и навыков. Для этого им организуется определенная «проба сил» в учебных мастерских, кружках, секциях, клубах по интересам. На уроках технологии учащиеся получают углубленную общетрудовую подготовку политехнического характера, представление об отраслях народного хозяйства и промышленности.

На этом этапе формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

На данном этапе профориентационная работа находит свое продолжение через деловые профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.

3 этап – основное общее образование 8-9 классы. 

На данном этапе формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

На данном этапе предусмотрена профориентационная работа, направленная на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. В 8 классе проводятся занятия «Мой выбор», в 9 классе - «Профессиональное самоопределение». Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом. Начиная с 8-го класса в рамках профилизации в учебный план, помимо общих предметов, вводятся спецкурсы и элективные курсы, отвечающие направлению будущей профильной подготовки.

4 этап – среднее общее образование 10-11классы. 

В системе профориентационной работы данный этап является самым ответственным и способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Профессиональное самоопределение осуществляется на базе профильного обучения (в нашей школе организовано обучение по социально-гуманитарному профилю). В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей с привлечением специалистов центра занятости, которые оказывают и диагностическое сопровождение старшеклассников в выборе профессии.

Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профессии, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда, экскурсии, дни открытых дверей. Учащиеся имеют право выбора факультативных занятий и курсов по выбору.

Ежегодно учащиеся 10-11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни социальных проб». Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, социального педагога, лаборанта, педагога-организатора, библиотекаря, бухгалтера, воспитателя, завхоза, делают первые шаги в управленческой деятельности. Практикуются экскурсии в ВУЗы и ССУЗы и встречи представителей учебных заведений со старшеклассниками и родителями на базе школы.

Итак, созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в дошкольных группах, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа в школе основана на постоянном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.

 

Шкляева Ирина Николаевна,

зам. директора по УВР МКОУ СОШ № 10
п. Белореченск Омутнинского района

Категория: Профориентация | Просмотров: 766 | Добавил: uvoo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map